0

Производитель
100% шерсть

История войлока

Одно из первых исторически точных описаний войлока и его использования принадлежит древнегреческому историку Геродоту.
 В пятом веке до н.э. он подробно описал быт скифского народа в своих очерках о Скифии, где часто упоминал войлок,
 как материал, применяемый в самых разнообразных целях. Из его трудов мы узнаем, например: - про жилища агрипеев:
 "Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки";
   - про паровую баню: "...устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу,
 и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан,
 поставленный посреди юрты, раскаленные до красна камни..."
  С течением времени культура создания войлочных изделий распространилась от тюрско-монгольских народов по всей Средней Азии
 и с нашествием Чингисхана пришла в Россию. Из множества войлочных изделий, изготавливаемых монголами,
 в России наиболее прижились валенки, а также войлочные тапочки и предметы быта.
 Интересно, что войлочные шапки, которые азиатские народы используют для защиты как от жары,
 так и от холода, у славян стали любимым банным аксессуаром, защищающем голову от перегрева.
 Подтверждением того, что войлок активно использовали в быту жители Средней Азии, служат предметы,
 найденные при раскопках курганов на Горном Алтае.
 Они датируются шестым - третьим веком до  нашей эры и принадлежат к Пазырской культуре,
 которая в свою очередь причисляется к "скифскому кругу". 
Её носители обитали на смежных территориях Казахстана,
 Республики Алтай и Монголии.
 Особый интерес из найденных предметов представляют женские войлочные колпаки высотой 60 -90 см с узкими полями 
(их одевали поверх высокого головного убора, держались они прямо благодаря вставленным внутрь палочкам),
 и войлочные сапоги-чулки ( их изготавливали из целого куска белого войлока, подошву выкраивали отдельно, 
носочек подгибали и при сшивании присборивали) Все шитьё было выполнено сухожильными и шерстяными нитями. 
Также из войлока пазырыкцы делали тапочки, ковры, черпаки, военную амуницию, тапки и многое другое. 
Сегодня всё это можно увидеть в Эрмитаже. 
Безусловно, наиболее выдающееся изделие из войлока у азиатских народов - это войлочный дом, юрта. 
Прохладное летом и очень теплое зимой, легкое в сборке и мобильное - это удобное жилище используется и в наши дни. 
Посол французского короля Людовика четвертого, монах Гильом де Рубрук, проезжая по степям в ставку монгольского хана (1252 - 1254 гг.)
 описывал устройство татарских жилищ (на самом деле половецких): "Дом, в котором они спят, они ставят на колеса из плетеных прутьев, 
бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; 
ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой,
 белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. 
Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они вешают войлок, 
разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок, или другой, составляя лозы и деревья, птиц и зверей". 
Ширина повозки, измеренной Рубруком, была 9 метров у основания, и , чтобы везти её, впрягалось 33 пары быков! 
Внутри войлочного дома было множество вещей из войлока: войлочные ковры, тапочки, сумки, подушки. 
Тема войлочных ковров настолько обширна, что заслуживает отдельного исследования. 
Ковры изготавливаются в различных технологиях до сих пор и имеют разные названия, 
в зависимости от народности. Например, казахский орнаментальный войлочный ковер текемет
 делается из хорошо уплотненной овечьей шерсти осенней стрижки следующим образом. 
Шерсть - основу раскладывают на шнуре или брезенте. 
Женщины рассаживаются вокруг заготовки и упругими палочками (из тала или чингиля) 
сбивают шерсть до состояния пушистости (аналог префельта). Затем делают орнамент: 
раскатывают на основе узкие рулоны цветной шерсти или раскладывают заранее вырезанные из цветного войлока заготовки. 
Далее всю раскладку осторожно заворачивают в циновку и после каждого оборота опрыскивают горячей водой. 
Полученный рулон обвязывают веревкой, на концах которого помещают круговые веревки, 
вращая которые рулон перемещают по земле.Несколько человек идут за рулоном и утрамбовывают его ногами. 
Затем циновка снимается, и полускатанный войлок мастерицы утрамбовывают локтями. 
После войлок растягивают и пропаривают. Центральное поле текеметов обычно украшено ромбовидными фигурами 
(шашры) с вписанными в них узорами, например, "кос мюиз" - соединенные в виде крестовины рога. 
Зооморфные мотивы - изображения различных стилизованных частей животных (бараньи рога, рог марала, 
воронья лапа, собачий хвост и т.п.) вообще традиционные для народов Средней Азии. 
Также встречаются растительные орнаменты - гюль (цветок, лист)
 и символические изображения стихий (вода, ветра, земли и огня) . 
С помощью этих образов мастер мог рассказать на войлоке историю, 
изобразить событие или пожелать богатства и благополучия. 
Для создания другого киргизского войлочного ковра - сырмака применяются три различных технологии: 
инкрустация (мозаика) из разноцветных кусков войлока, 
аппликация из однотонной ткани по белому войлоку и шнуровая вязь по однотонному войлоку. 
Техника инкрустации предполагает совмещение двух полотен войлока, разных по цвету, 
и вырезание в них однотипных узоров. Далее узор первого войлока вкладывают в вырез второго войлока,
 а узор второго - в вырез первого. Вырезанная часть, таким образом, создает фон узора. 
Затем вся орнаментированная заготовка накладывается на основу из белого войлока (комшу) 
и простёгивается нитью насквозь из верблюжьей шерсти. 
Протяжная нить идет обычно в несколько рядов в доль контура узора с его внутренней и внешней стороны.
 После этого делается скрепление узорных и фоновых частей при помощи двойной крученой нити. 
Она накладывается по контуру соединения узорных и фоновых частей и простегивается по этим двум заготовкам, 
создавая прочную конструкцию сырмака. Интересно отметить, 
что у казахского инкрустированного сырмака есть аналогия - войлочный ковер ширдак, 
изготавливаемый в Киргизии. Для выполнения сырмаков рисунок и основа простегиваются только по контуру узоров, 
а не по всей площади изделия. Создание шнурового орнамента - старинный способ украшения сырмаков. 
На молоке приготавливается раствор из соли и муки. 
При помощи заостренной палочки на поверхность войлока наносятся контуры узоров. 
Соль выполняет роль закрепителя и по мере высыхания раствора на войлоке обозначается четкий белый контур. 
По нему накладывается двойная шнуровая нить и простёгивается: 
сначала закрепляется одна, а затем другая нить шнура, и так по всему контуру рисунка. 
Иногда на войлок нашивается ткань с вышивкой  - такие ковры называются тускииз. 
Вышивной рисунок наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань, бархат. 
Вышивные тускиизы как предмет гордости каждой семьи создаются наиболее опытными мастерицами в течении года, 
а то и более. Орнамент таких ковров в основном растительный, очень сложный, симметрично построенный. 
Контуры узора вышиваются тамбурным швом, а поверхности - гладью. 
Конструкция юрты диктует и определенный стиль меблировки: 
хранилища для предметов быта должны быть лёгкими и не загромождать помещение. 
Вследствие чего были изобретены войлочные подвесные сумки с петлями. 
Они были не большие по размеру, но вместительные и нарядные. 
Лицевая часть украшалась орнаментом в виде аппликации, вышивки или шнуровой вязи. 
Края сумки оформлялись бахромой или кисточками. Наиболее распространена  была сумка для утвари - кап. 
В условиях кочевого образа жизни в эти сумки складывали деревянные чаши, блюда и другую посуду. 
Она имела основание в виде овала, что соответствовало форме помещенных в нее предметов. 
С исчезновением деревянной утвари кап стал использоваться для хранения белья и приобрел прямоугольную форму. 
Также в юрте бытовали войлочные чемоданы - шабадан и тюки - тен. 
Шаббадан использовался для хранения вещей и являлся главным украшение юрты. 
Он сшивался из трех  частей: прямоугольного войлока, составляющего лицевую и боковые части, 
прямоугольного войлочного днища и тканного шерстяного полотна, образующего спинку. 
В тенах перевозили имущество, вешая их парами по бокам верблюда для уравновешивания. 
В заключение стоит отметить, что, несмотря на свою долгую многовековую историю, 
этот удивительный материал - войлок - до сих пор не утратил своей актуальности. 
Конечно, сегодня он редко используется для массового производства вещей, зато очень полюбился людям, 
в которых есть искра творчества и задатки дизайнера. Из него они изготавливают замечательные изделия ручной работы: 
игрушки, аксессуары, тапочки, предметы одежды и украшения интерьера и многое другое для себя, в подарок и на продажу.