Одно из первых исторически точных описаний войлока и его использования принадлежит древнегреческому историку Геродоту.
В пятом веке до н.э. он подробно описал быт скифского народа в своих очерках о Скифии, где часто упоминал войлок,
как материал, применяемый в самых разнообразных целях. Из его трудов мы узнаем, например: - про жилища агрипеев:
"Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки";
- про паровую баню: "...устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу,
и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан,
поставленный посреди юрты, раскаленные до красна камни..."
С течением времени культура создания войлочных изделий распространилась от тюрско-монгольских народов по всей Средней Азии
и с нашествием Чингисхана пришла в Россию. Из множества войлочных изделий, изготавливаемых монголами,
в России наиболее прижились валенки, а также войлочные тапочки и предметы быта.
Интересно, что войлочные шапки, которые азиатские народы используют для защиты как от жары,
так и от холода, у славян стали любимым банным аксессуаром, защищающем голову от перегрева.
Подтверждением того, что войлок активно использовали в быту жители Средней Азии, служат предметы,
найденные при раскопках курганов на Горном Алтае.
Они датируются шестым - третьим веком до нашей эры и принадлежат к Пазырской культуре,
которая в свою очередь причисляется к "скифскому кругу".
Её носители обитали на смежных территориях Казахстана,
Республики Алтай и Монголии.
Особый интерес из найденных предметов представляют женские войлочные колпаки высотой 60 -90 см с узкими полями
(их одевали поверх высокого головного убора, держались они прямо благодаря вставленным внутрь палочкам),
и войлочные сапоги-чулки ( их изготавливали из целого куска белого войлока, подошву выкраивали отдельно,
носочек подгибали и при сшивании присборивали) Все шитьё было выполнено сухожильными и шерстяными нитями.
Также из войлока пазырыкцы делали тапочки, ковры, черпаки, военную амуницию, тапки и многое другое.
Сегодня всё это можно увидеть в Эрмитаже.
Безусловно, наиболее выдающееся изделие из войлока у азиатских народов - это войлочный дом, юрта.
Прохладное летом и очень теплое зимой, легкое в сборке и мобильное - это удобное жилище используется и в наши дни.
Посол французского короля Людовика четвертого, монах Гильом де Рубрук, проезжая по степям в ставку монгольского хана (1252 - 1254 гг.)
описывал устройство татарских жилищ (на самом деле половецких): "Дом, в котором они спят, они ставят на колеса из плетеных прутьев,
бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы;
ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой,
белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок.
Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они вешают войлок,
разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок, или другой, составляя лозы и деревья, птиц и зверей".
Ширина повозки, измеренной Рубруком, была 9 метров у основания, и , чтобы везти её, впрягалось 33 пары быков!
Внутри войлочного дома было множество вещей из войлока: войлочные ковры, тапочки, сумки, подушки.
Тема войлочных ковров настолько обширна, что заслуживает отдельного исследования.
Ковры изготавливаются в различных технологиях до сих пор и имеют разные названия,
в зависимости от народности. Например, казахский орнаментальный войлочный ковер текемет
делается из хорошо уплотненной овечьей шерсти осенней стрижки следующим образом.
Шерсть - основу раскладывают на шнуре или брезенте.
Женщины рассаживаются вокруг заготовки и упругими палочками (из тала или чингиля)
сбивают шерсть до состояния пушистости (аналог префельта). Затем делают орнамент:
раскатывают на основе узкие рулоны цветной шерсти или раскладывают заранее вырезанные из цветного войлока заготовки.
Далее всю раскладку осторожно заворачивают в циновку и после каждого оборота опрыскивают горячей водой.
Полученный рулон обвязывают веревкой, на концах которого помещают круговые веревки,
вращая которые рулон перемещают по земле.Несколько человек идут за рулоном и утрамбовывают его ногами.
Затем циновка снимается, и полускатанный войлок мастерицы утрамбовывают локтями.
После войлок растягивают и пропаривают. Центральное поле текеметов обычно украшено ромбовидными фигурами
(шашры) с вписанными в них узорами, например, "кос мюиз" - соединенные в виде крестовины рога.
Зооморфные мотивы - изображения различных стилизованных частей животных (бараньи рога, рог марала,
воронья лапа, собачий хвост и т.п.) вообще традиционные для народов Средней Азии.
Также встречаются растительные орнаменты - гюль (цветок, лист)
и символические изображения стихий (вода, ветра, земли и огня) .
С помощью этих образов мастер мог рассказать на войлоке историю,
изобразить событие или пожелать богатства и благополучия.
Для создания другого киргизского войлочного ковра - сырмака применяются три различных технологии:
инкрустация (мозаика) из разноцветных кусков войлока,
аппликация из однотонной ткани по белому войлоку и шнуровая вязь по однотонному войлоку.
Техника инкрустации предполагает совмещение двух полотен войлока, разных по цвету,
и вырезание в них однотипных узоров. Далее узор первого войлока вкладывают в вырез второго войлока,
а узор второго - в вырез первого. Вырезанная часть, таким образом, создает фон узора.
Затем вся орнаментированная заготовка накладывается на основу из белого войлока (комшу)
и простёгивается нитью насквозь из верблюжьей шерсти.
Протяжная нить идет обычно в несколько рядов в доль контура узора с его внутренней и внешней стороны.
После этого делается скрепление узорных и фоновых частей при помощи двойной крученой нити.
Она накладывается по контуру соединения узорных и фоновых частей и простегивается по этим двум заготовкам,
создавая прочную конструкцию сырмака. Интересно отметить,
что у казахского инкрустированного сырмака есть аналогия - войлочный ковер ширдак,
изготавливаемый в Киргизии. Для выполнения сырмаков рисунок и основа простегиваются только по контуру узоров,
а не по всей площади изделия. Создание шнурового орнамента - старинный способ украшения сырмаков.
На молоке приготавливается раствор из соли и муки.
При помощи заостренной палочки на поверхность войлока наносятся контуры узоров.
Соль выполняет роль закрепителя и по мере высыхания раствора на войлоке обозначается четкий белый контур.
По нему накладывается двойная шнуровая нить и простёгивается:
сначала закрепляется одна, а затем другая нить шнура, и так по всему контуру рисунка.
Иногда на войлок нашивается ткань с вышивкой - такие ковры называются тускииз.
Вышивной рисунок наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань, бархат.
Вышивные тускиизы как предмет гордости каждой семьи создаются наиболее опытными мастерицами в течении года,
а то и более. Орнамент таких ковров в основном растительный, очень сложный, симметрично построенный.
Контуры узора вышиваются тамбурным швом, а поверхности - гладью.
Конструкция юрты диктует и определенный стиль меблировки:
хранилища для предметов быта должны быть лёгкими и не загромождать помещение.
Вследствие чего были изобретены войлочные подвесные сумки с петлями.
Они были не большие по размеру, но вместительные и нарядные.
Лицевая часть украшалась орнаментом в виде аппликации, вышивки или шнуровой вязи.
Края сумки оформлялись бахромой или кисточками. Наиболее распространена была сумка для утвари - кап.
В условиях кочевого образа жизни в эти сумки складывали деревянные чаши, блюда и другую посуду.
Она имела основание в виде овала, что соответствовало форме помещенных в нее предметов.
С исчезновением деревянной утвари кап стал использоваться для хранения белья и приобрел прямоугольную форму.
Также в юрте бытовали войлочные чемоданы - шабадан и тюки - тен.
Шаббадан использовался для хранения вещей и являлся главным украшение юрты.
Он сшивался из трех частей: прямоугольного войлока, составляющего лицевую и боковые части,
прямоугольного войлочного днища и тканного шерстяного полотна, образующего спинку.
В тенах перевозили имущество, вешая их парами по бокам верблюда для уравновешивания.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на свою долгую многовековую историю,
этот удивительный материал - войлок - до сих пор не утратил своей актуальности.
Конечно, сегодня он редко используется для массового производства вещей, зато очень полюбился людям,
в которых есть искра творчества и задатки дизайнера. Из него они изготавливают замечательные изделия ручной работы:
игрушки, аксессуары, тапочки, предметы одежды и украшения интерьера и многое другое для себя, в подарок и на продажу.
Курьером внутри МКАД. Возможна доставка за МКАД.
Бесплатная доставка по РФ:Почтой России. Другой ТК с доплатой.
Товар можно вернуть в течение 14 дней после покупки