0

Производитель
100% шерсть

Сага о сапогах

Мечтой каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. «Сапоги для мужика были самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапоги», — писал в 1883 году в рассказе «Бойцы» Мамин-Сибиряк.

Деревенские сапоги шили из простой черной кожи; подошвы подшивали «варными нитками». В Костромской губернии, например, «сабоги» (так их здесь называли) тачали на прямой колодке: левый сапог от правого не отличался. Сапоги, сшитые на «косой» колод¬ке, старики не носили, почитая это за великий грех. Запретными для них были и сапоги на гвоздях — ведь «в таких сапогах скоморохи плясали». Ни под каким видом нельзя было надеть в здешних деревнях сапоги с подковами на каблуках: «кони кованы бывают, а мы — люди».

Примерно к 1890-м годам сапожники стали подбивать подошвы березовыми гвоздями.

Дорогие сапоги обязательно должны были быть «с моршыной», «с набором» — от пяти до девяти морщин на сапоге. Голенища шили круглыми, шести- и восьми гранными, а сверх морщин полагались лаковые «бураки». Любимый фасон был — высокие каблуки и тупой нос.
Сапоги носили по нескольку лет, а заказывали, как правило, к женитьбе с двумя парами кожаных галош и надевали в праздники. Над бедными заказчиками богачи да и сами сапожники потешались: «Сапоги с галошами, а на дворе нет лошади».

Состоятельные крестьяне, купцы носили также боты и пол у боты. Купеческие боты шили на енотовой или суконной подкладке, верх для красоты обшивали и прострачивали [19].

А сапоги бутылками? Без них просто немыслим облик купца третьей гильдии 1870—1890-х годов, каким его описал тот же Мамин-Сибиряк: в спинжаке, ситцевой рубахе и в глухом жилете, по которому «распущена толстая серебряная цепочка...»

Нельзя обойти молчанием и смазные сапоги, в которые были обуты купцы, мещане, рабочий люд, крестьяне (из тех, кто покрепче). Тачали их из юфти («смазного товара»), мездрой внутрь, и смазывали чистым дегтем или ворванью.